Стали известны новые параметры судостроительного консорциума “Роснефти” и Газпромбанка (ГПБ), идея которого в конце августа была представлена Владимиру Путину. Помимо “суперверфи” “Звезда”, консорциум может получить почти все предприятия дальневосточного подразделения государственной ОСК. За передачу активов, часть которых находится в сложном положении, выступает Минпромторг. В результате “Роснефть” и ГПБ займутся не только выпуском шельфовой техники, но также ремонтом и строительством кораблей и утилизацией атомных подводных лодок в рамках гособоронзаказа, пишет “Коммерсантъ”.
Консорциум “Роснефти” и Газпромбанка (ГПБ), которому Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) передаст “суперверфь” “Звезду” и ряд судостроительных и судоремонтных заводов на Дальнем Востоке, продолжит выполнять на этих мощностях оборонные заказы, рассказали несколько источников в отрасли. По их словам, “Роснефть” “сама выразила готовность сохранить и развить военное производство”, идею поддержал Минпромторг, курирующий судостроение. Собеседники говорят, что дальневосточные верфи “работают в рамках гособоронзаказа (ГОЗ)”, а также участвуют в оборонных федеральных целевых программах (ФЦП) и поэтому “могут обеспечивать дополнительную выручку консорциуму”. Владимир Путин на совещании по вопросам судостроения 30 августа оценивал объем заказов для шельфовых месторождений до 2030 года в 6,5 трлн руб. По оценкам источников, в 2012 году объем работ, выполненных предприятиями ОСК на Дальнем Востоке, составил порядка 10 млрд руб.
Но, признают источники, “обязательства по сохранению и развитию военных мощностей” передаются в нагрузку к крупнейшей строящейся гражданской верфи ОСК.
По данным собеседников, помимо строящейся “Звезды”, а также Северо-Восточного ремонтного центра (СВРЦ) в Камчатском крае и 30-го судоремонтного завода в Приморье (об их возможной передаче сообщалось 2 сентября), консорциум может получить почти все остальные предприятия Дальневосточного центра судостроения и судоремонта (ДЦСС) ОСК. В основном они занимаются военными заказами.
Речь идет о центре судоремонта “Дальзавод” и 92-м судоремонтном заводе во Владивостоке и военном заводе “Звезда” в ЗАТО Большой Камень, на базе которого строится одноименная гражданская “суперверфь”. Консорциуму могут быть переданы и Амурский и Хабаровский судостроительные заводы. Эта идея уже обсуждалась 30 августа на совещании у Владимира Путина, который сказал тогда, что структуру консорциума “не нужно утяжелять”. “Пока окончательное решение не принято, но за передачу заводов выступает Минпромторг”,— говорит один из собеседников. Он объясняет, что оба предприятия “в сложном финансовом положении, оставлять их в периметре ОСК нерационально при передаче остальных ключевых активов ДЦСС”. По словам собеседников, если консорциум согласится, то ему, скорее всего, отдадут и 179-й судоремонтный завод в Хабаровске.
Если консорциум решит консолидировать почти все предприятия ДЦСС, то “юридическая схема его создания очевидна”,— говорит один из источников. В этом случае “Роснефть” и ГПБ получат 75% существующего ОАО ДЦСС (сейчас на 100% принадлежит ОСК), блокпакет останется у корпорации. “Скорее всего, 75% будут проданы не от существующего акционерного капитала ДЦСС, а выпущены в рамках допэмиссии”,— отмечает источник. Он добавляет, что оценка ДЦСС “пока только планируется”, поэтому “определить даже примерную стоимость пакета сложно”. “По сути, с получением военных заводов речь идет о создании отдельной от ОСК судостроительной компании на Дальнем Востоке”,— отмечает другой собеседник. В “Роснефти” и ОСК от комментариев отказались, в ГПБ на запрос не ответили.
Источники отмечают, что в основном консорциуму “придется взять на себя обязательства по ремонту, а не строительству военных кораблей”. Но с передачей СВРЦ и 30-го судоремонтного завода консорциум займется ремонтом и утилизацией атомных подводных лодок. СВРЦ — основная база ремонта АПЛ, входящих в состав Тихоокеанского флота. “Для собственника в лице частного консорциума это может создать определенные сложности с секретностью, соблюдением повышенных норм безопасности, а также потребует четкого исполнения обязательств по работе предприятий”,— подчеркивает один из источников.
Но военных схема устраивает, отмечают источники в Минобороны. “Для нас неважно, в чьем ведении находится верфь или ремзавод — ОСК или “Роснефти”,— говорит один из собеседников.— Просто надо понимать, что предприятия, взявшие на себя обязательства по ГОЗ, в случае переподчинения по-прежнему будут нести ответственность за его своевременное исполнение, так же как и “Роснефть”". Источник в военно-промышленной комиссии при правительстве (ее возглавляет вице-премьер Дмитрий Рогозин) заявил, что за привлечение такого инвестора, как “Роснефть”, для военных заказов “нужно голосовать двумя руками сразу”. “Мощности многих заводов на Дальнем Востоке сейчас явно недозагружены, да и их состояние вызывает только одно чувство — жалость”,— отмечает собеседник.
По мнению Надежды Малышевой из PortNews, если частный консорциум получит не только гражданские, но и военные верфи, это может создать прецедент для дальнейшего дробления ОСК. “Это очень нестандартное решение Владимира Путина, который уже фактически отчаялся решить проблему ОСК в частности и отрасли в целом,— считает директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.— Но надо понимать, что для “Роснефти” приоритетными всегда будут именно ее проекты, именно под них и берутся судостроительные мощности. Гособоронзаказ же всегда будет занимать второе место”.
|