Упавшие цены на нефть сказались и на секторе электромобилей. С сентября 2014 года акции американской компании из Кремниевой долины Tesla Motors показали снижение на 30%, также сильно сократились продажи существующей модели электрокара SUV класса люкс. Тем не менее в компании рассчитывают на будущий годовой рост общей прибыли на 50%, пишет корреспондент Bloomberg Том Рэнделл.
Рыночная стоимость компании Tesla оценивается в настоящее время порядка 25 млрд долларов. Даже для растущей компании Tesla считается дорогой — «ее стоимость завышена на 70%», полагает аналитик Джон Ловалло из Bank of America. «Положение вещей у них далеко от радужного», — вторит ему эксперт из британского финансового конгломерата Barclays Брайан Джонсон.
Аналитики всегда относились к Tesla c гораздо большим скепсисом, чем те, кто ездят на ее электромобилях, считает Том Рэнделл. По его мнению, будущее компании вообще крайне трудно предвидеть. «Ножницы» рыночной оценки предприятия у аналитиков – от 8 до 50 млрд долларов. В свое время за одну акцию давали и 65 долларов (Bank of America), и 400 (Stifel). В настоящее время акции Tesla котируются примерно по 200 долларов за одну штуку.
Чтобы «верить или не верить» в Tesla, стоит оценить программные цели, поставленные ее владельцем и генеральным директором Элоном Маском. А именно:
2015 год – а) модель Х, двухмоторный электрокар SUV – полноприводный кроссовер мощностью 691 л.с. (в двух других модификациях — 380 л.с.) и характерными дверями «крыло сокола»; б) собственная батарея: для резервного питания и накопления солнечной энергии (позволяет проехать до 380 км без подзарядки)
2016/2017 – введение в строй завода по производству батарей удвоенной мощности (Gigafactory, стоимост — 5 млрд долларов), с установкой по всему миру станций автоматической ускоренной зарядки
2017 – массовая модель 3, двухмоторный полноприводный седан с полуавтоматической коробкой передач и батареей удвоенной мощности (до 330 км без подзараядки) – стоимость около 35 тыс долларов (для жителей США реальная цена до 27 тыс долларов)
2020 – увеличение выпуска электромобилей на 500 тыс в год больше, что примерно в 14 раз от уровня 2014 года
до 2025 – увеличение чистой прибыли на 10% ежегодно.
Только в 2015 году Маск планирует сделать инвестиций на 1,5 млрд долларов. Из 5-миллиардного объема капиталовложений в новый завод Gigafactory освоено пока лишь 110 млн долларов, но компания намерена ускорить график работ. В ближайшие 5 лет производственные мощности по сборке электромобилей должны увеличиться в 10 раз. В целом, на ближайшие несколько лет аналитики согласны с этой моделью роста.
Tesla имеет долгосрочную стратегию и учитывает главные ожидания потребителей – возможность ехать больше, чем 100 миль без подзарядки (показатель Nissan Leaf) и не тратить много времени на зарядку батареи.
«Компания снова показала, что знает, как эффективно работать. И если вы верите, что будущее за электромобилями, то знайте, что Tesla способна противостоять вызовам и у нее есть конкурентное преимущество, которое растет каждый день», — считает эксперт банковско-брокерской фирмы Stiefel Джеймс Олбертайн.
|