В завершившемся году темпы роста на российском фондовом рынке оказались самыми высокими в мире. За год индекс РТС вырос на 60%. Экономический рост превысил 5%. Вчера, реагируя на оптимизм на рынке, "Standard and Poor's" повысил долгосрочный местный и внешний валютный кредитные рейтинги с В до В+ и пересмотрел прогноз со стабильного до позитивного. Новые рейтинги по-прежнему указывают инвесторам на то, что российские долги высокорискованны и спекулятивны, но они отражают общее ощущение - в России началось новое время. Однако президент Владимир Путин был прав, выказав сдержанность в своем новогоднем обращении. Он сказал, что темпы экономического роста были хорошими, но теперь задача состоит в том, чтобы повысить уровень жизни россиян, которые в своем большинстве остаются весьма бедны. Макроэкономическая ситуация успешно стабилизирована, Россия, переходящая от плановой экономике к рыночной, переживает фазу структурных реформ. А это, как показывает опыт Азии и Латинской Америки - сложный этап. Мы говорим это не просто из желания поспорить. Богатая природными ресурсами и образованной рабочей силой Россия всегда была близка к макроэкономической стабилизации. После рублевого кризиса 1998 г., утратив доступ к финансовым инъекциям МВФ, Россия значительно выросла. Страна проводит относительно здравую денежную политику, фискальная дисциплина, недоступная ельцинскому Кремлю, стала главным принципом экономической команды Путина. Конечно, этому способствовала благоприятная ситуация в мировой экономике. Исчезли огромные бюджетные дефициты, предшествовавшие коллапсу 1998 г. Инфляция, превысившая в прошлом году 18%, по-прежнему высока (в бюджет 2001 г. заложено 12-14%), но гораздо ниже, чем в первые годы переходного периода. Бартер перестал играть главную роль в деловых транзакциях, российские деньги, спрятанные за рубежом, начинают возвращаться в страну. Однако, отдавая России должное, важно не забывать об опасностях. Во-первых, каким бы впечатляющим не был пятипроцентный рост, он никак не делает Россию членом большой семерки. Если вспомнить, какова была ситуация в 1917 г., то даже коммунистам удавалось добиваться экономического роста. Объем ВВП на душу населения в 2000 г. в России составил 7700 долларов (покупательная способность в долларах). Это в три раза меньше, чем во Франции (24 400 долларов США). Вопрос состоит в том, созданы ли условия для того, чтобы рост продолжался, и приведет ли он к повышению уровня жизни. Таким образом, вторая проблема - качество экономического роста в России. Россия по-прежнему очень сильно зависит от природных ресурсов. В 2000 г. страна экспортировала товаров на 106 млрд. долларов США, в то время как Аргентина, к примеру - на 26 млрд. долларов. Около 85% этого экспорта - нефть, газ и другое сырье. По данным видного международного экономиста, бывшего сотрудника МВФ Аугусто Лопеза-Карлоса около 80% прибылей и инвестиций связаны с предприятиями сырьевых секторов. Конечно, нельзя говорить, что всеми своими успехами Россия обязана сырью. Значительная часть российской экономики по-прежнему зависит от сырьевого экспорта, но последние два года наблюдается определенная степень здоровой диверсификации. Объявив вчера новые рейтинги для России "S&P" заметило, что "экономика становится менее зависимой и незащищенной от капризов нефтяного рынка". Действительно, акции российской торговой системы, главного московского фондового рынка, выросли с начала октября более чем на 25% несмотря на то, что цена нефти сократилась на 5 долларов. Правительственный контроль над расходами и налоговая реформа также поспособствовали экономическому оздоровлению. Однако сейчас, когда мировая экономика забуксовала, России нуждается не только в удаче (каковой была девальвация рубля) и разрозненных реформах. Что может сделать Путин, чтобы обеспечить долгосрочную финансовую стабильность и высокий уровень жизни? Пользу может принести дополнительная налоговая реформа, предполагающая создание стимулов для того, чтобы предприятия выходили из теневого сектора. В этом году Путин мог бы также решиться на реформу банковского сектора, где уровень финансового посредничества ничтожно низок, особенно для малого и среднего бизнеса. Он мог бы постараться освободить российских судей от влияния со стороны политиков, чтобы гарантировать российским и иностранным предприятиям, а также частным лицам, своевременные и честные слушания. Он мог бы улучшить качество корпоративного управления, что очень важно для роста и инвестиций. Некоторые из этих задач требуют принятия новых законов; но многие можно Выполнить и без этого. Максимально прозрачное правительство, не вмешивающееся в дела частного сектора - будь то нефтяная промышленность или СМИ - могло бы укрепить свою репутацию, повысить уровень доверия внутренних и иностранных инвесторов. Это в свою очередь поможет не только российским рынкам, но и, что более важно, повысит уровень жизни самих россиян.
|