На севере России, где еще ждут своего часа огромные залежи газа, государственный энергетический гигант "Газпром" разрабатывает стратегию стоимостью в миллиарды долларов. Эта стратегия покроет кусок Европы от Германии до Британии долгосрочными контрактами на поставки в обход Украины и Белоруссии и со временем крепче свяжет Россию с Европой.
"Газпром" ищет европейских партнеров, которые заплатили бы за новый подводный трубопровод, тянущийся от Петербурга до Германии, а затем, возможно, и до Британии, стоимость которого, по оценкам, составляет 8-10 млрд долларов.
Несмотря на огромные затраты, трубопровод, по мнению аналитиков, будет недостаточно большим, чтобы обеспечить потребность Европы в газе в ближайшее десятилетие. Кроме того, в краткосрочной перспективе имеется более дешевая альтернатива. Можно модернизировать имеющиеся трубопроводы, увеличив их пропускную способность.
"Газпром" утверждает, что новый трубопровод необходим, поскольку он обеспечит прямые, а не транзитные поставки российского газа в Европу.
"Трубопровод напрямую свяжет российскую газовую сеть с потребителями в Европейском союзе", - заявила пресс-секретарь "Газпрома" Ольга Морева.
"Трубопровод даст возможность диверсифицировать экспортные потоки, - добавила она. - Он откроет новый транспортный коридор для российского газа, минуя транзит через страны с нестабильной экономикой. Это, в свою очередь, уменьшит политический риск, который в настоящее время влияет на поставки газа в Западную Европу".
По словам аналитиков, проект трубопровода имеет политические причины. Россия хочет уменьшить свою зависимость от Белоруссии и Украины, наиболее важных стран транзита российского газа на европейские рынки. Сегодня 80% топливного экспорта, который "Газпром" осуществляет в Европу, идет через Украину.
"Североевропейский газопровод является политическим заявлением России - и весьма дорогостоящим заявлением", - заявил Джонатан Стерн, возглавляющий газовый сектор в Оксфордском институте энергетических проблем. "Имеющиеся трубопроводы не используются на полную мощность", - отметил он, новые трубопроводы понадобятся не раньше 2013-2015 года.
Аркадиуш Сарна, эксперт по энергетике из государственного Центра восточных исследований в Варшаве, назвал трубопровод "проектом, не имеющим экономического обоснования".
"Европейцы об этом знают, - сказал он. - Причины, скорее, политические. Отношения России с Белоруссией и Украиной не так уж хороши".
Предыдущие эксперименты "Газпрома" с диверсификацией путей транспортировки нельзя назвать успешными.
Они привели к увеличению стоимости газа для потребителей, на плечи которых нередко ложатся затраты на строительство трубопроводов.
"По оценкам, Североевропейский трубопровод обойдется в 8-10 млрд долларов, - заявил Эммануил Бергассе из Международного энергетического агентства в Париже, подразделения Организации экономического сотрудничества и развития. - В конечном счете за него заплатят потребители. Так уже получилось с аналогичным проектом, трубопроводом "Голубой поток" стоимостью 3,2 млрд долларов, проведенным по дну Черного моря в 2003 году и соединившим Россию с Турцией. Он используется примерно на 10% своей мощности".
Североевропейский трубопровод длиной 917 километров предназначен для транспортировки 30 млрд кубометров газа в год. Как утверждает "Газпром", потребление топлива в Европе значительно увеличится в ближайшие пять лет. Но, если эти оценки верны, отмечают аналитики, трубопровод не будет отвечать необходимым требованиям.
По словам Моревой, в прошлом году "Газпром" поставил на европейский рынок более 140,5 млрд кубометров газа. "По уже имеющимся контрактам наш экспорт должен увеличиться до 180 млрд кубометров к 2010 году", - заявила она.
Беграссе утверждает, что стратегия "Газпрома" заключается в диверсификации экспортных путей. "Североевропейский нефтепровод будет целиком находиться под контролем "Газпрома". Это позволит ему контролировать цены на газ".
Кроме того, прямой выход на европейский рынок позволит "Газпрому" связать Европу долгосрочными контрактами, что является долгосрочной целью компании, отмечают аналитики.
"Россия стремится диверсифицировать пути и выйти на европейские рынки до того, как газовые рынки полностью откроются для конкуренции, - заявил Иван Полтавец из киевского Института экономических исследований и политического консалтинга. - "Газпром" опасается, что европейцы попытаются получать более дешевый газ из Алжира".
Крупнейшие энергетические компании Германии, тесно связанные с Россией и все более зависимые от "Газпрома", недавно создали совместную с "Газпромом" рабочую группу, чтобы оценить экономическую целесообразность проекта.
Все эти компании осторожны в своих оценках трубопровода, но президент "Газпрома" Алексей Миллер, в феврале посетивший Германию, лично лоббировал проект, добиваясь его финансирования от канцлера Герхарда Шредера и энергетических компаний.
Шредер, который культивирует дружбу с президентом Владимиром Путиным, убежден, что Германия выиграет в ближайшие десятилетия, если получит привилегированный доступ к российским природным ресурсам. Источники в окружении канцлера отмечают, что это принесет и политическую выгоду, так как свяжет Россию с Европой.
Политическая и финансовая поддержка со стороны Германии жизненно важна для "Газпрома" и его главного акционера, российского правительства, поскольку "Газпром" залез в долги после недавних приобретений. Но в обмен на поддержку европейские компании надеются получить доступ к российскому энергетическому рынку, несмотря на стремление Путина вернуть под контроль государства главные активы страны.
"Для нового трубопровода "Газпрому" понадобятся партнеры", - заявил Билл Макэндрюс, пресс-секретарь немецкой энергетической компании RWE, входящей в рабочую группу. Он отметил, что работа группы будет завершена лишь через несколько месяцев. Но он упомянул давние контакты RWE с "Газпромом", сказав: "Более 28% топлива RWE покупает у "Газпрома", и около 28% потребности Германии в газе покрывает Россия".
По мнению некоторых аналитиков, целесообразнее было бы расширить и модернизировать два имеющихся трубопровода, идущих через Белоруссию и Украину.
"Пропускная способность белорусского газопровода 20 млрд кубометров, - заявил Полтавец. - Но когда Россия его строила, она построила всего одну ветку".
Полтавец подчеркивает, что при соответствующих инвестициях украинский трубопровод можно отремонтировать и модернизировать, увеличив его мощность.
"Потенциал трубопровода достигает 175 млрд кубометров, но в 2003 году он не использовался на полную мощность, - сказал он. - Он транспортировал 130 млрд кубометров в год".
"Газпром" не проявляет интереса ни к одному из этих вариантов.
В декабре прозападный Виктор Ющенко был избран президентом Украины, к большому недовольству Москвы, которая открыто поддерживала Виктора Януковича.
Через месяц после инаугурации Ющенко делегация "Газпрома" во главе с Миллером приехала в Германию, чтобы обсудить финансирование нового трубопровода.
Транспортировка топлива не была связана с риском во времена СССР, когда Кремль использовал Белоруссию и Украину как главные транзитные пути для транспортировки газа в тогда коммунистическую Восточную Европу, а через нее - и в Западную Европу.
После распада СССР в 1991 году российские власти вынуждены каждый год заново договариваться с независимыми Белоруссией и Украиной о цене транзита.
Украина и Белоруссия пытались нажиться на установлении высоких транзитных пошлин. Но обе страны зависимы от "Газпрома" в своих топливных потребностях. В 2002 году, когда Белоруссия попыталась протестовать против методов "Газпрома", Россия в виде предупреждения на несколько дней прекратила поставки.
Этот инцидент тоже побудил "Газпром" задуматься об альтернативных путях.
Эти стратегические и политические соображения напоминают игры 1990-х годов вокруг газопроводов на Южном Кавказе. Россия, Туркмения, Азербайджан, Турция, Иран и США прилагали усилия к тому, чтобы направить газ из региона на Запад.
Полтавец заявил, что новое правительство Украины намерено улучшить свой имидж надежного партнера в сфере транспортировки российского газа в Европу.
"В конечном счете, цель нового правительства продемонстрировать мировому сообществу, что Украина надежна и является безопасным транзитным путем, - сказал Полтавец. - В прошлом у нее была плохая репутация. Ее обвиняли в том, что она крадет газ. Сейчас речь идет о честности государства и его способности сделать эти трубопроводы безопасными".
Действительно, во время своего мартовского выступления в Бундестаге Ющенко пытался убедить аудиторию в том, что Украина обеспечит надежность энергетических поставок в Германию и Европу и хочет поддерживать хорошие отношения с Россией.
|